Теппинг


Tapping (в переводе на рус. — постукивание) – эта такая техника игры на гитаре, при исполнении которой нота извлекается с помощью ударов пальцев по струнам. Естественно при игре теппингом не обойтись и без легато, а именно таких приемов как pull — off и  hammer — Теппингon.

Только в этом стиле игры на струнном инструменте задействованы обе руки,  благодаря этому создаются две разные партии.

Но, не смотря на кажущуюся сложность, основами теппинга овладеть довольно просто и если у вас есть небольшой опыт в игре на гитаре, вы можете попытаться развить этот стиль.

Есть два вида этой техники игры на гитаре – полифонический и одноголосный

Полифонический теппинг

stanley jordan

Представителем первого стиля теппинга является Стенли Джордан.

Он американский джаз-фьюжен гитарист. Стал очень известен именно благодаря полифоническому теппингу, или проще говоря, он просто феноменально играет на гитарном грифе двумя руками.

Стенли Джордан с шести лет начал плотно развивать игру на фортепиано, а в одиннадцать лет переключился на гитару.

Его кумирами были – Джимми Хендрикс и Карлос Сантане.

Одноголосный теппинг

Eddi Van Halen

Мастером этого стиля является – Эдди Ван Хален.

Эдди Ван Хален – американский гитарист-виртуоз, вместе со своим братом он основал группу Van Halen.

Начинал свое обучение с пианино, но быстро потерял интерес к этому инструменту. Он сказал следующее — “ Кто хочет провести свою жизнь, сидя за пианино? Это скучно! ”. И после засел у себя в комнате с электрогитарой.

Его кумирами были -  Эрик Клэптон и Джимми Пейдж. Они оказали на него огромное влияние и в особенности благодаря Джимми Пейджу, Эдди смог выработать у себя ту невероятную энергетику при игре на гитаре, которую сейчас может услышать каждый прослушав записи группы Van Halen.

Какой теппинг лучше развивать?

Хороший вопрос! Давайте разберем все более подробно:

Одноголосный теппинг – пожалуй, самый популярный вид тэппинга! Наверняка послушав несколько Ваших любимых рок-композици, Вы сразу заметите этот вид теппинга. Почти каждый гитарист применяет одноголосный теппинг для игры быстрых пассажей.

При игре, звуки извлекаются поочередно. Сначала делает удар палец правой руки (указательный или средний), а за тем пассаж доигрывается левой рукой с помощью pull-off и hammer-on. Самый легкий вариант игры теппингом – это игра на одной струне.

Если играть теппингом на нескольких струнах, то это будет уже гораздо сложнее, но интереснее!  Нужно постоянно следить за звукоизвлечением, так как игра на нескольких струнах без наличия должной практики может звучать очень “грязно”, иначе говоря, ее будет абсолютно невозможно слушать. Но если развить этот стиль теппинга, то Вы сможете привнести в свое соло новые краски!

Главная суть игры одноголосного теппинга это – поочередно звукоизвлечение левой и правой руки.

Полифонический теппинг – гораздо сложнее! В данном стиле каждая рука играет совершенно разные и независимые партии. Возможно даже такое что – левая рука играет бас, а правая поливает соло. Все это играется одновременно, и я думаю, Вы представляете, как нужно владеть гитарой, тут и феноменальное чувство ритма, и невероятная техника игры на гитаре.

Таким образом, можно играть на любом струнном инструменте, а не только на электрогитаре!

Обычно полифонический теппинг используют для игры сольных композиции, но можно найти способ применить это все и в полноценной группе. Тут все зависит от фантазии самого гитариста.

двухгрифовая гитара

Так же есть еще такое понятие как теппинговый штрих. Что это такое? Теппинговый штрих – это прием игры на гитаре когда за место пальцев используется отточенный медиатор. Благодаря этому получается более жесткий и плотный поток нот, похожий на трели.

Как видите вариантов много и каждый по-своему интересен. Если Вы новичок, то Вам лучше начинать знакомство с одноголосного теппинга. Изучив его, Вы освоите фундаментную основу теппинга, а так же сможете уже в ближайшее время играть скоростные пассажи.

В дальнейшем сможете перевести это все на несколько струн и вывести свою технику на совершенно новый уровень! И если появиться желание или необходимость, в изучении  полифонического теппинга, Вы уже будите знать довольно много, и Вам будет от чего отталкиваться при игре!

История появления теппинга

История это техники игры на гитаре началась гораздо раньше, чем ее начал применять Эдди Ван Хален. Есть предположение, что Никколо Паганини использовал что-то похожее на теппинг когда играл на скрипке.

Первоначальный теппинг исполнялся так – сначала было резкое прижатие струны пальцем, а затем был удар Hammer-on по ладу.  Но этот прием не сразу развился в отдельный способ игры на струнном инструменте.

Со временем появились и разные виды теппинга, такие как одноголосный (обычно им играют скоростные пассажи) и полифонический (каждая рука играет независимые партии).

Джимми Уэбстер

По-настоящему теппинг начал развиваться, когда появился новый инструмент – электрогитара. В начале 1950-х годов студент из Англии по имени Джимми Уэбстер начал закладывать первые кирпичики в развитие теппинга. В то время про теппинг еще никто не знал и поэтому Джимми так и остался не понятым, но зато он дал развитие этому замечательному стилю!

Постепенно начали делать гитары, специально заточенные под теппинг, одной из первых таких гитар была двухгрифовая гитара Duo-Lector. Постепенно возможности таких гитар расширялись.

Позже появился Эдди Ван Хален и начал активно продвигать эту технику игры на гитаре. Эдди вдохновил многих музыкантов на использование теппинга, поэтому сейчас каждый уважающий себя гитарист умеет или развивает этот стиль игры.

Двуручный теппинг популяризовал Стенли Джордан, а его выход в свет просто ошеломил всех виртуозов того времени. Они просто отказывались верить в то, что один человек может так звучать, но смотря его видеозаписи или концерты, все сомнения отпадали.

Как играть теппингом

Положение рук – левая рука как обычно играет пулы и хаммеры, а вот с правой рукой здесь все в новинку. Сейчас разберем все детально.

Правая рука так же как и при игре переменным штрихом должна иметь опору, иначе говоря, лежать на гитаре, а не висеть в воздухе. Затем нужно определиться — каким пальцам извлекать ноты, я делаю это средним, но можно и указательным.

Извлечение нот

Дальнейший процесс выглядит примерно так (смотри в табулатуру ниже, так как понять на примере легче) — десятый и седьмой лад играй пальцами левой руки, а ноту на двенадцатом ладу бери при помощи указательного или среднего пальца правой руки. Тебе нужно ударить средним пальцем правой руки по ноте на двенадцатом ладу и  после, сдернуть палец, что бы зазвучала нота на десятом ладу, и еще сдернуть палец  с ноты на десятом ладу, чтобы зазвучала нота на седьмом ладу. Повторяем  процедуру.

Теппинг табулатура

Основные проблемы при игре теппингом

1) Многие новички в погоне скоростью забывают про метроном и начинают играть абсолютно не ритмично, не надо повторять их ошибку!

2) Глушение и приглушение струн. Нужно обязательно научиться глушить и приглушать неиспользуемые струны иначе будет много грязи и ненужного лишнего звука при игре.

3) Такая же проблема есть и при игре легато. Когда одни пальцы извлекают ноты громче других, нужно обязательно выравнить ноты по громкости! Ноты должны звучать примерно на одной громкости.

4) Срывы делать сложнее, чем хаммеры и поэтому многие новички на срывах замедляются в темпе, а на хаммерах, резко ускоряются и из-за этого образуется совсем другой ритм у пассажа.

Советы при игре теппингом

— Играй только под метроном, постепенно наращивай темп, научись чувствовать каждую ноту.

 — Занимайся как на чистом звуке, так и на дисторшене. Это поможет тебе анализировать свою игру теппингом, и осознавать насколько чисто ты играешь.

 — Если хочешь в плотную заниматься теппингом то подстриги ногти на каждой руке. Так как они могут мешать довольно сильно при быстрой игре.

— Выравнивай ноты по громкости.

— Следи за тем — “как ты играешь”, звук должен быть чистым без лишних шумов и призвуков, иначе твое искусное владение теппингом никто не оценить.

— На этом сайте есть уроки по развитию теппинга! Изучи их, если тебе интересна данная техника игры на гитаре.