Музыкальные интервалы


Интервалы в музыке

Приветствую друзья музыканты! Рад, что Вам приглянулась такая обширная тема как — “музыкальная теория”, ведь в этом текстовом уроке я расскажу Вам про интервалы в музыке!

Готовьтесь к тому, что для того чтобы понять эту тему, Вам нужно быть максимально сосредоточенными, иначе Вы будите просто читать буквы и слова совсем не понимая сути.

Поэтому, максимум внимания на текст, и я начинаю…

Первым поясненным термином, будет главное слово этого урока, а это интервал! Запоминайте, интервалом – называют сочетание двух звуков, взятых последовательно или одновременно.

Если звуки берутся последовательно, то это называют – мелодическим интервалом!

А если звуки берутся одновременно, то – гармоническим интервалом!

Так же, знайте, что нижний звук интервала (по звучанию) называют основанием, а верхний вершиной. Думаю, со всеми этими терминами у Вас особых проблем не возникло, ведь они довольно просты для понимания. Рекомендую перечитать их еще раз и двигаться дальше.

Постепенно, будет становиться все интереснее и интереснее, поэтому, регулярно удостоверяйтесь, что Вы хорошо запомнили и поняли суть предыдущих терминов!

best_coolwallpapersorg-10

Из прошлого урока, Вы должны были хорошо усвоить, что такое ступени, поэтому, если Вы забыли, то перечитайте начало первого урока и после возвращайтесь сюда! А я продолжаю…

Количество охватываемых интервалом ступеней называется — ступеневой величиной.

Максимум внимания!!!

Если интервал охватывает только одну ступень, то это называется – примой

Если две – секундой

Три – терцией

Четыре – кварта

Пять – квинта

Шесть – секста

Семь – септима

Восемь – октава

Рекомендую вышеперечисленные интервалы выписать и заучить, так как их знание просто жизненно необходимо для гитариста и музыканта в частности!

Кстати, если все эти названия кажутся Вам жуткими и непонятными, то я Вас приятно удивлю! Это всего-навсего римские цифры – один, два, три, четыре и так далее. Запомните это и тогда Вы легко сможете определять интервалы!

Считаем ступени звукоряда

Теперь, давайте немного посчитаем интервалы, чтобы закрепить Ваши знания и приобрести еще парочку новых! Как всегда (во время чтения этого урока), будьте бдительны и не теряйтесь в своих мыслях надолго.

Для примера возьму интервал от ноты G, до ноты C (надеюсь, Вы уже хорошо запомнили буквенные обозначения нот, ведь если у Вас остались пробелы, то Вам нужно срочно перечитать первый урок!).

Как Вы думаете, какое расстояние между этими нотами? Прима, кварта, терция, секста, октава или что-то другое? Подумайте, пару секунд и после продолжайте читать.

Ответ: кварта!

Как я это узнал?  Да все просто! Можете считать по пальцам (ориентируйтесь на пример G — C).

Первая ступень прима, нота G (зажимаем первый палец).

Вторая, нота A – секунда (второй палец).

Третья, нота B – терция (еще один).

Четвертая, нота C – кварта! (как раз то, что нужно).

Теперь, когда Вы знаете, как я это делаю, то прошу Вас в дальнейших примерах стразу не смотреть ответ, а сначала самостоятельно подумать! Рекомендую поступить так, Вы читаете, и как только дошли до подобного вопроса – “Какой интервал между нотами Соль G и До C?”, то отворачиваетесь от экрана монитора и думаете над вопросом. Как только ответ пришел в голову, то разворачиваетесь и смотрите ответ!

Если Вас это устраивает, то продолжаем наш урок…

Какой интервал между нотами Ми (E) и До (C)?

Ответ: секста!

Какой интервал между нотами F и A?

Ответ: терция!

1651114-starwarsrocks_1900x1200

Так же, можно считать интервалы и в обратном порядке! Например, как Вы уже знаете, между нотами Соль G и До C расстояние в кварту, но если посчитать в обратном порядке, то будет совсем другой интервал!

Есть предположения, какой именно?

Ответ: квинта!

Если вдруг Вы упустили суть, то я сейчас опишу все еще более простым языком.

Все что Вам нужно сделать — это просто перевернуть интервал! Пример: Вы считаете расстояние не от ноты Соль G до ноты До C, а от ноты До, до ноты Соль!

Иначе говоря, все это выглядит примерно таким образом: До – Ре – Ми – Фа – Соль! Где Соль, пятая ступень, а значит, она является квинтой!

Теперь, если все прояснилось, то продолжаем обучение…

Какой интервал между нотами A и G?

Ответ: если считать ступени в восходящем порядке, то септима, а если в нисходящем, то секунда!

Какой интервал между нотами D и D?

Ответ: прима или октава, в зависимости от того, в каком направлении считать!

Ладно, пора со считалками заканчивать и двигаться дальше. А дальше, Вас ждет следующий подзаголовок…

Узкие и широкие интервалы

Узкие и широкие интервалы могут образовывать “родственные пары”, дающие октаву. Для примера и более лучшего понимания, я приведу Вам пару таких “родственных пар”, запоминайте — первая и восьмая ступень, вторая и седьмая, третья и шестая, четвертая и пятая. Все они в сумме дают родственную пару!

Сейчас, посмотрите на изображения ниже как можно внимательнее.

Рисунок1

Заметьте, кварта длиться от ноты До, до ноты Фа, а далее, от ноты Фа, до ноты До идет квинта, а как я говорил выше — четвертая и пятая ступень (кварта и квинта) в сумме дают октаву!

Думаю, если Вы посмотрите на изображение, и после, еще раз перечитаете мои предыдущие слова, то у Вас не останется вопросов, но, пожалуй, я приведу еще один пример, чтобы Вы наверняка все усвоили и остались без каких-то либо вопросов.

Рисунок2

Что Вы видите на этом изображении?

Наверняка “родственный интервал” построенный из терции и сексты. Терция имеет расстояние от ноты До, до ноты Ми, а от ноты Ми до До длится – секста. Иначе говоря, третья (терция) и шестая (секста) ступень в сумме образуют октаву, а значит они родственники!

Обращения интервалов

Если Вы уверены, что поняли тему родственных интервалов, то продолжайте читать, ведь сейчас Вы узнаете — что интервалы можно переворачивать, получая, таким образом — обращения!

Вот Вам подробный пример:

Если перевернуть приму, то получиться октава; 1 <-> 8

Секунду можно обратить в септиму; 2 <-> 7

Терцию в сексту; 3 <-> 6

Кварту в квинту; 4 <-> 5

Так же все родственные интервалы можно перевернуть и в обратном порядке!

Например: септиму в секунду (7 <-> 2)

Сексту в терцию (6 <-> 3)

И так с любым родственным интервалом, кстати…

Родственные интервалы имеют схожее звучание, а как Вы наверняка уже заметили, если сумма двух интервалов (номер ступени) равно девяти, то это значит, что они являются родственными, и их можно обращать друг в друга (переворачивать).

Характер звучания интервалов

Для начала напомню, что существует два типа интервалов — мелодический интервал и гармонический интервал. Теперь к их пониманию в музыке:

Если звуки берутся последовательно, то это называют – мелодическим интервалом!

А если звуки берутся одновременно, то – гармоническим интервалом!

Обратите внимание, гармонические интервалы разделяют на консонансы и диссонансы!

Консонирующие интервалы — звучат мягко, звуки как будто сливаются друг с другом!

К совершенным консонансам относят:  унисон (звуков одинаковой высоты), октаву, квинту, чистую кварту.

К несовершенным консонансам относят: Большую и малую терцию, а так же большую и малую сексту!

1299497211_besthdwallpaperspack179_37

Если Вы пока не понимаете, что за интервалы такие: большие, малые, чистые, то в этом нет ничего плохого, чуть позже, я подробно расскажу об этом, а пока, очень внимательно и вдумчиво читайте данную статью!

Теперь на очереди – диссонансы…

Диссонансы – звуки звучат очень резко, агрессивно и неустойчиво, но это не значит, что их нужно всячески избегать! Если научиться их “правильно” использовать, то они могут очень сильно разукрасить Вашу игру или просто добавить необходимой агрессии в Вашу музыку.

К диссонансам относят: секунду и септиму, а так же, уменьшенную кварту или увеличенную квинту!

Не знаю как Вы, а я чего-то устал писать данную статью (предполагаю, Вы тоже подустали от такого большого потока информации), поэтому, рекомендую Вам сделать небольшой перерыв и дать мозгу отдохнуть за чашечкой чая или еще как-нибудь. В общем, я предлагаю увидится на том же самом месте через 10-20 минут, дабы насильно не впихивать в себя всю эту информацию.

Простые и сложные интервалы

Продолжая тему интервалов, обязательно надо упомянуть про простые и сложные (составные) интервалы. Поэтому, запоминайте — интервалы в пределах октавы называются простыми, а выходящие за пределы октавы составными (или сложными).

Если с простыми интервалами все понятно, то со сложными может возникнуть небольшое недопонимание, поэтому, сообщаю для лучшего понимания — составные интервалы состоят из октавы и простого интервала!

Теперь, все внимание на картинку ниже!

Рисунок3

Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава – все это Вы уже знаете!  И именно эти интервалы называются простыми, а дальше идут сложные, например – нона, децима и так далее. Иначе говоря, интервалы после октавы называются сложными или составными.

Нона идет после октавы, она является девятой ступенью, после ноны идет децима (десятая ступень). Если Вам интересно узнать дальнейшую нумерацию, то рекомендую поискать информацию в интернете касательно римских цифр.

Двойное качество интервалов

Теперь, как я и обещал, начну разбирать все эти непонятные слова как – увеличенная, уменьшенная, чистая, малая, большая, а так же поясню, зачем они вообще нужны!

Читайте ниже изложенный материал очень внимательно, чтобы не упустить важную информацию!

Начну с термина (читайте вдумчиво!), количество содержащихся тонов в интервале — образуют тоновую величину интервала, а поскольку, расстояние между ступенями звукоряда неравное (тон или полтона), то, большинство интервалов имеет двойное качество!

Да-да, именно из-за этого Вам нужно запомнить и заучить такие слова как — чистая, малая, большая, увеличенная и уменьшенная.

Следующую информацию рекомендую выписать и запомнить…

Секунда, септима, терция и секста – могут быть большими и малыми!

Кварта может быть чистой и увеличенной!

Квинта бывает чистой и уменьшенной!

Теперь, для еще более лучшего понимания посмотрите на изображение ниже. На нем показано расположение интервалов на шестой струне от ноты Ми (открытая струна)!

Рисунок4

Запомните! Уменьшенная квинта и увеличенная кварта это один и тот же интервал, иногда его еще называют тритоном!

Тоновая величина интервалов

Прима — имеет расстояние в ноль тонов, так как прима, это основная нота (унисон, повторная нота)!

Малая секунда — имеет расстояние в пол тона (соседний лад).

Рисунок5

Большая секунда – имеет расстояние в один тон (через лад).

Рисунок6

Малая терция – имеет расстояние в полтора тона.

Рисунок7

Большая терция – имеет расстояние в два тона (через три лада).

Рисунок8

Увеличенная кварта или уменьшенная квинта (другое название тритон) – имеет расстояние в три тона!

Дальнейшую тоновую величину интервалов, я уверен, Вы сможете проанализировать самостоятельно, посмотрев на изображение, которое я давал перед началом этого заголовка, а сейчас, последний штрих для более лучшего усвоения этого материала…

Задания!

1) Сыграть последовательно все мелодические интервалы от одного звука, произнося соответствующие им названия!

Рисунок9

2) Запомнить пальцовку интервалов (как зажимать)

3) Запомнить все термины и названия интервалов

4) Начать запоминать звучание интервалов!

На этом урок окончен, спасибо, что читали эту статью, надеюсь, она помогла Вам с пониманием этой важной темы. Если остались вопросы задавайте их в комментариях, я обязательно на них отвечу! Так же не забывайте про Д/З!

Кстати, если Вам удобнее воспринимать подобную информацию в видео формате, то подписывайтесь на мой YouTube канал, на нем регулярно (и обычно гораздо раньше) появляться ценная и мощная информация касательно музыкальной теории.

P.S. При создании этого видео за основу был взят материал из книг:
С.Попов — Музыкальное и Аппликатурное Мышление Гитариста
Алексеев Б. Мясоедов А. — Элементарная теория музыки
Майкл Пилхофер, Холли Дей — Теория музыки для чайников

Так же, поздравляю с повышением уровня познания музыки!
— Айдар