Лад и его cтупени


Лад и Звуковая Система

Приветствую господа музыкальные теоретики. Тема, которую нам сегодня надо рассмотреть, называется – Лад в музыке! Эта тема неимоверна, обширна и просто бесконечна, необходима для понимания, ведь Лад, связывает все музыкальные компоненты воедино, без него, не было бы той любимой и привычной для нас музыки.

Поэтому, начну с определения термина Лад, но сразу предупрежу, этот термин, не самый “доступный” для понимания, но он наиболее точно и полно описывает музыкальный лад, возможно, сейчас прочитав его, Вы не слова не поймете, но дочитав статью до конца, вернитесь к этому термину и внимательно перечитайте его, тогда, я думаю, Вы поймете, почему я выбрал именно это определение Лада.

Чуть не забыл, пока мы не начали, я хочу напомнить Вам, что читать этот пост имеет смысл только тогда, когда Вы изучили мои предыдущие уроки по музыкальной теории, иначе, Вы рискуете просто ничего не понять из этой статьи и уйти не с чем!

Обязательно рекомендую прочитать два этих урока, если Вы еще с ними не знакомы:

1) Теория Для Гитариста (знаки альтерации, ключи, лады)

2) Музыкальные Интервалы

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

После того как Вы внимательно прочитаете и обдумаете весь этот материал, то я буду рад знать, что Вы, начали изучать данную статью. Если же, все в норме и Вы знакомы с прошлыми уроками, то я начинаю рассказывать…

И так, Лад – есть общий конструктивный принцип музыкальной организации, выражающийся в диалектическом взаимодействие стремлений к неустойчивости и образующий логическую основу всех интонационно смысловых явлений музыки.

Наверно, Вы ни слова не поняли из этого термина, и в этом нет ничего плохого, просто, настройтесь на продуктивную работу (для мозга, во всяком случае), тогда, походу просмотра этого видео, Вы начнете понимать, что здесь написано!

Теперь, перехожу к сути…

С детских лет у человека (во время прослушивания музыки) формируется восприятие лада – иначе говоря, формируется ощущение напряжений и разрешений в гармонии и мелодии, взаимодействие устоя и неустоя.

Отступление от лада воспринимается как напряжение или, даже, как фальш (ошибочный звук), вот пример— играя C мажорную гамму, Вы слышите, что все идет верно, Вы находитесь “в ладу“ с тем, что Вы ожидаете и тем, что звучит.

Но вдруг… Ваш палец опускается не на тот лад, и Вы слышите фальш! Допустим за место ноты F (которая есть в этом ладу), Вы взяли ноту F# (а ее как раз нет в этой гамме)!

Подумайте, что произойдет тогда?

Вот мой ответ: Эта нота будет резать Вам слух! Так как она чужеродная, лишняя для этого лада. Ее просто не должно существовать в этом Ладу и Ваш слух привык к этому, именно поэтому Вы (как и большинство людей), будите считать эту ноту ошибочной (для этого лада во всяком случае).

Но чуть позже, Вы узнаете для себя новую гамму – Лидийский До Мажор, и в нем уже на законных основаниях присутствует нота F#! И как только Вы запомните звучание этого лада, то Вы перестанете воспринимать эту ноту как фальш, ведь она создает характерное для лидийского лада звучание (настроение)!

1297436910_w14

Таким образом, с уверенностью можно сказать, что Лад - объединяет в себе все остальные музыкальные компоненты: звуки, аккорды, музыку и т.д.! И без существования Лада связать все это воедино было бы невозможно!

Именно поэтому понимание Лада так важно, надеюсь, теперь Вы это тоже поняли и весь дальнейший урок, Вы будите читать статью максимально вдумчиво, чтобы получить по-настоящему мощные знания от этого текстового урока.

Ведь этот урок очень теоретический и невероятно отдален от практики. Собственно, из-за этого я призываю к Вашей внимательности, чтобы Вы не затерялись среди множества умных слов и моих рассуждений, а прочитав эту статью, вынесли отсюда действительно что-то новое, возможно, в корне меняющее Ваш взгляд на музыку!

Двигаемся дальше, и сразу даю Вам пищу для мозга…

Лад – это основополагающая эстетическая категория музыки, которая является результатом освоения музыкальным сознанием звукового пространства и организации музыкальных звуков.

Сейчас перечитайте этот термин и вдумайтесь в него!!! Вспомните любую гамму, и тогда, Вы скорей всего поймете, что я имею в виду. Хотя, давайте покажу на примере:

Будем рассуждать на примере Ля-минорной гаммы, и так вспоминаем определение лада, лад – это основополагающая эстетическая категория музыки, которая является результатом освоения музыкальным сознанием звукового пространства и организации музыкальных звуков.

Гамма

Получается, что сама гамма – это способ организации музыкальных звуков, а расстояние (или звуковое пространство) – это лады (тон, полутон)! Читайте внимательно!

Сама гамма, ее структура, форма (как угодно) – это способ организации музыкальных звуков, то в каком порядке они расположены, как следуют друг за другом, как выглядят на грифе гитары (обязательно смотрите на изображение представленное выше).

Расстояние (или звуковое пространство) – это лады, тона и полутона, расстояние от одного звука до другого (опять же смотрите на рисунок выше, точки на нем, это и есть звуковое пространство).

Если здесь все понятно, то продолжаю урок дальше, если же что-то осталось загадкой, то либо перечитайте несколько последних абзацев, либо пишите комментарием — что именно Вы не поняли, я обязательно постараюсь помочь Вам осознать все то, что я излагаю!

Когда Вы интуитивно подбираете аккорды, гаммы или просто мелодию, то Ваше сознание работает над освоением нового музыкального пространства. Если, Вы однажды сыграли (придуманный Вами) аккорд и в прошлом, он показался Вам набором хаотичных звуков, то поднабравшись опыта (изучив больше гамм, аккордов и т.д.), Вы поймете, что тот аккорд (придуманный Вами), обладал определенным музыкальным смыслом!

love-sheet-1920x1200

И как только, Вы это осознаете, то можно сказать, что Вы, расширили свое музыкальное сознание, отвоевали небольшой уголок музыкального пространства.

Именно поэтому!

Я рекомендую Вам учить как можно больше гамм, аккордов, ладов и музыкальную теорию в целом, ведь только так, Вы сможете расширить свои музыкальный кругозор! Лучше всего если Вы начнете изучать что-то новое, после, примитесь закреплять это и далее, сразу внедрять в свою практику.

Так и только так Вы сможете добиться по-настоящему хорошего результата, а иначе, вся эта информация будет просто лежать мертвым грузом в Вашей голове, ожидая своего часа…

Как я и говорил, это очень философский урок и я опять отошел от темы, так что возвращаемся к терминам, сложным словам и всему такому, чем насыщена музыкальная теория!

Европейская звуковая музыкальная система, сформировавшееся в течение длительного развития, получила самое большое всемирное распространение. Она включает в себя всего лишь 12 различных по высоте звуков хроматического ряда, из которых только 7 являются основными (диатоническими) и имеют свои собственные наименования.

Сложно для понимания?

Не беспокойтесь, сейчас я введу пару новых терминов (которые рекомендую записать и после заучить) и смысл вышесказанного сразу станет более очевидным:

1) Хроматика – это система звуков расположенная по полутонам. Пример: F -> F# -> G -> G# -> A -> и так далее.

111124

Посмотрите на изображение расположенное выше, на нем как раз показана хроматика, или, иначе говоря — движение по полутонам. Получается, что когда Вы играете каждый лад подряд (строго по порядку), то Вы играете хроматическую гамму, запомните это!

Далее, сложнее, диатонический звукоряд – это Лад имеющий структуру натуральной мажорной гаммы, в котором за тонику принята одна из ее ступеней.

Теперь перечитайте и вдумайтесь в смысл!

Если же, по-прежнему ничего не понятно, то сейчас, я постараюсь изложить все как можно подробнее и доступнее: и так, из первого урока Вы должны были запомнить структуру мажорного и минорного лада, поэтому, сейчас вспомните структуру мажора (тон – тон – полутон – тритон (3т) – полутон), ведь именно эта структура является эталоном диатонических ладов!

Проще говоря, Когда Вы слышите слово “диатонический”, то сразу вспоминайте структуру мажорного лада (тон – тон – полутон – тритон (3т) – полутон)!

Теперь, повторяю то, что уже было сказано, дабы Вы уловили суть…

Европейская звуковая музыкальная система, сформировавшееся в течение длительного развития, получила самое большое всемирное распространение. Она включает в себя всего лишь 12 различных по высоте звуков хроматического ряда, из которых только 7 являются основными (диатоническими) и имеют свои собственные наименования.

4da36f012ee36cd25e61897e672c6282

Далее…

Все эти звуки не только различаются по высоте, но и на основе обертонового звукоряда (звукоряд состоит из основного тона и его гармонических обертонов, а сам обертон — это призвуки входящие в спектр музыкального звука)…

Заново!

Все эти звуки не только различаются по высоте, но и на основе обертонового звукоряда находятся между собой в строго определенных акустических соотношениях!

Если все это сказать проще, то в условиях ладовой организации между звуками мелодии обнаруживаются четкие функциональные связи, а это значит что в различных ладах, звуки (возможно даже одни и те же) будут выполнять РАЗНЫЕ функции!

В итоге — это приводит к тому, что в сознании человека возникают ясно ощутимые на слух появления устойчивости или неустойчивости тех, или иных звуков, входящих в определенную ладовую организацию, всегда строго ограниченную структурой лада, а сами звуки называются ступенями лада.

Ступени лада

За каждой ступень Лада закреплена определенная функция и сейчас, нужно разобраться какая именно функция лежит в основе различных ступеней, но про все я говорить не буду, так как информации довольно много, а этот урок получился и так чересчур объемным, в общем, разберем только самые основные ступени, а именно – первую, четвертую и пятую (кстати, всего их семь).

I ступень (т) – называется тонической. Её функция в гармонии – это состояние устойчивости и покоя. Представьте маятник в уравновешенном положении, это и есть состояние покоя.

IV ступень (s) – это субдоминанта. Функция неустоя и противопоставления тоники, она стремится к неустойчивости. Если толкнуть маятник, то он начнет отклонятся в сторону от положения равновесия, ОТ тоники.

V ступень (D)доминанта. Это функция максимальной неустойчивости, крайнего напряжения, функция движения (тяготения) к тонике. V ступень, как я уже сказал, обладает сильным тяготением к тонике (I ступени), и это само возвращение в тонику, называют – разрешением!

Кстати, любая законченная музыкальная мысль заканчивается устойчивым звуком и чаще всего — именно тоникой!

Как обычно не теряйтесь в словах и терминах, сосредоточьте внимание и двигайтесь дальше, урок почти закончен, можно сказать остался финальный рубеж, после которого можно будет расслабиться и уже не думать (какое-то время) о музыкальной теории.

1 – 3 – 5 ступени лада, образуют тоническое трезвучие, и они являются устойчивыми! Остальные же ступени (2 – 4 – 6 — 7) являются неустойчивыми и тяготеют (стремятся) к устойчивости, причем степень их неустойчивости определяется двумя факторами!

artleo.com-11258

Два фактора степени неустойчивости:

1) Интервальное соотношение с ближайшими устойчивыми звуками.

2) “Сила притяжения” данного устойчивого звука.

С первым все должно быть и так понятно, а вот второе, думаю, стоит разобрать более детально. Собственно, вот Вам пример второго фактора — полутоновое соотношение неустоя с устоем и стремление к разрешению будет ощущаться сильнее (острее), нежели при целотоновом их соотношении.

Суть в том, что когда расстояние от неустоя до устоя равно полутону, то стремления неустоя разрешиться в устой будет более сильным и будет чувствоваться гораздо сильнее, нежели тогда, когда расстояние от нестоя до устоя равно целому тону!

Кроме того, звуки тоники (I ступени) сильнее притягивают к себе неустойчивые звуки, по-сравнению с другими устоями. Или, проще говоря, разрешение в тонику является самым желанным разрешением!

В целом, на этом, я думаю закончить данный урок, так как было изложено довольно много мощного материала и я надеюсь, что он, хорошо усвоился, и теперь, Ваш музыкальный кругозор стал немного шире!

Напоследок, лишь хочу напомнить…

Что один и тот же звук, в разных ладовых системах, может иметь разное ступенево-функциональное назначение. Однако, сама роль, функционально одинаковых ступеней лада, какими бы звуками в той или иной системе они не были представлены, всегда останется неизменной.

Это значит, что хоть и ступени лада могут быть представлены разными звуками, но суть ступеней, никогда не изменится, независимо от того, каким звуками будут ступени в ладу!

Как видите в этом уроке было очень много теории и так же много ценной и невероятно мощной информации, надеюсь, весь этот материал нашел своё место в Вашей голове, а так же, надеюсь, он приживется и поможет Вам стать более лучшим музыкантом.

Если Вам интересно узнать больше, касательно музыкальной теории для гитаристов, то рекомендую ознакомиться с этой страницей — http://amazingguitar.ru/musictheory.

P.S. Буду очень благодарен, если Вы поделитесь этим постом со своими друзьями при помощи одной из кнопок (социальных сетей) расположенных ниже. Помогите другим людям (возможно, таким же как Вы) найти эту статью, чтобы они могли изучить её и стать более компетентными музыкантами!

P.P.S. При создании этого видео за основу был взят материал из книг:
С.Попов — Музыкальное и Аппликатурное Мышление Гитариста
Алексеев Б. Мясоедов А. — Элементарная теория музыки
Майкл Пилхофер, Холли Дей — Теория музыки для чайников


Рекомендую к изучению:

Звук и его свойства

Развитие чувства ритма

Импровизируем с Марти Фридманом

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.